Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Евпаторийская централизованная библиотечная cистема"
Юношеская библиотека №14 им. И.Сельвинского
"Он был, о море, твой певец..."
Виртуальный арт-обзор к 205-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского
29 ИЮЛЯ ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО РУССКОГО МАРИНИСТА ИВАНА АЙВАЗОВСКОГО. ЗА 83 ГОДА СВОЕЙ ЖИЗНИ ХУДОЖНИК НАПИСАЛ ПРИМЕРНО 6000 РАБОТ!

Но будучи весьма щедрым человеком, многие картины просто дарил друзьям и знакомым. И до сих пор, говорят феодосийские экскурсоводы, никто не смог превзойти его в мастерстве, даже известные итальянские маринисты. В честь памятной даты юношеская библиотека им.И.Сельвинского

предлагает вспомнить самые интересные факты, связанные с этим уникальным человеком.

Восточное происхождение художника
У художника были армянские корни, его настоящее имя — Ованнес Айвазян. В XVIII веке его предки переехали из Армении в Восточную Европу и со временем поселились в Феодосии. Во взрослом возрасте Ованнес, как и его отец, изменил имя и фамилию на более привычный для Европы манер. Существует семейное предание, записанное со слов самого художника о том, что среди его предков были турки. Отец художника рассказывал ему, что прадед Айвазовского был сыном турецкого военачальника и будучи ребёнком, при взятии Азова русскими войсками был спасён от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил. Однако никаких доказательств правдивости этой легенды не существует.
«Вилла Маэстро», завещанная родному городу
Знаменитая Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского изначально была домом, который Иван Константинович построил для себя и своей семьи по образу и подобию итальянских вилл эпохи Ренессанса. Горожане называли особняк художника «виллой Маэстро». Первая экспозиция была открыта здесь в 1845 году и состояла из 49 работ. А в 1880-м Иван Константинович открыл в своём доме большой выставочный зал, выстроенный специально под картинную галерею. После смерти художника в 1900 году галерея, согласно его завещанию, перешла во владение города. Сегодня здесь хранится крупнейшее в мире собрание произведений Айвазовского – более 400 работ, а также около 10 тысяч картин разных мастеров, в том числе Константина Богаевского и Михаила Латри – внука Ивана Константиновича.
Три мелодии для Глинки
С детских лет Айвазовский любил музыку, сам играл на скрипке народные мелодии. Вспоминая об этом, он нарисовал себя со скрипкой, причём сам художник-мальчик сидит на полу, а скрипку держит на коленях — так обычно держат смычковые инструменты на Востоке.
Айвазовский не раз играл на вечерах у Глинки. Три мелодии, услышанные им от Айвазовского, Глинка включил в оперу «Руслан и Людмила». В «Записках» Глинки читаем: «Айвазовский сообщил мне три татарских напева, впоследствии два из них я употребил для лезгинки, а третий для Andante сцены Ратмира в 3-м акте оперы «Руслан и Людмила».
Имение Айвазовского в Судаке находилось рядом с дачей композитора Спендиарова. И два этих великих человека часто засиживались до глубокой ночи: Айвазовский играл на скрипке, Спендиаров аккомпанировал на рояле.
Человек, подаривший феодосийцам воду
Великий маринист оставил в наследство феодосийцам не только картинную галерею и железную дорогу, но и воду, в которой город испытывал большую нужду. Иван Константинович спроектировал и построил за собственные средства водовод, по которому вода в Феодосию подавалась из Субашского источника в загородном имении семьи Айвазовских (ныне село Айвазовское Кировского района). Осенью 1888 года на Ново-Базарной площади состоялось открытие фонтана, из которого жители города смогли получать около 600 кубометров субашской воды в сутки. Он так и называется – фонтан Айвазовского, выполнен в восточном стиле. В 1890 году в знак благодарности горожане установили фонтан-памятник "Доброму гению", который является одной из визитных карточек Феодосии.
Подарок разбойника
Айвазовского любили и богатые и бедные, и подчас эта любовь проявлялась довольно неожиданным образом. Однажды, когда Айвазовский работал в мастерской в своём имении Шах-Мамай, визит ему нанёс… легендарный крымский разбойник Алим. Этот неуловимый местный Робин Гуд (всё награбленное у толстосумов он раздавал нуждающимся) якобы сказал Айвазовскому следующее: «Все тебя знают и хвалят. Давно хотел видеть тебя. Говорят, картины пишешь. Можно ли посмотреть?» Айвазовский показал Алиму свои картины да ещё и пригласил не­обычного гостя выпить кофе. Алим сердечно поблагодарил Айвазовского, пообещав непременно побывать на его свадьбе (художник обмолвился, что вскоре собирается жениться). И выполнил своё обещание: когда новобрачные подъезжали к Шах-Мамаю, им наперерез вы­ехал всадник — это был Алим. Он поздравил жениха и невесту, подарив последней дорогой шёлковый турецкий платок, пожелал счастья — и умчался прочь.
Секрет знаменитых полотен
Главный секрет — в технике нанесения красок. Айвазовский предпочитал масло, хотя его море и волны кажутся акварельными. Излюбленной его техникой считалась лессировка, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. В результате чего волны, облака и море на холстах казались прозрачными и живыми, а целостность красочного слоя не нарушалась и не подвергалась разрушению.
…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще…
— Иван Крамской, русский художник
Главный акционер феодосийской железной дороги
Айвазовский внёс огромный вклад в строительство железной дороги в Феодосии и продвигал в высоких чиновничьих кабинетах включение крымского города в железнодорожную сеть России. Линия железной дороги была открыта в августе 1892 года. Её протяжённость от станции Джанкой до морского порта Феодосии составила 117 километров, а строительство обошлось более чем в три миллиона рублей серебром. Сам художник стал одним из главных акционеров феодосийской железной дороги.
80 курганов
Айвазовский всерьёз интересовался археологией. В 1853 году он официально обратился с письмом-заявкой в Ми­нистерство уделов за разрешением начать в Феодосии археологические раскопки. Получив разрешение, Айвазовский вместе с археологом Сибирским приступил к работе. Раскопки первых четырёх курганов не дали результатов, а вот пятый курган, на мысе Ильи, поразил исследователей своими находками. Ими было открыто женское погребение IV века до н. э. Как писал сам художник: «Эта находка даёт надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!» Айвазовский отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.
Всего же в течение лета 1853 года Айвазовский раскопал 80 курганов. Золотые серьги, найденные Айвазовским во время раскопок в 1853 году, датируются 330–300 годами до н. э. и выполнены в так называемой микротехнике: на каждой помещена многофигурная композиция. Известные ювелиры Петербурга и Парижа пытались сделать копию украшения, но тщетно. Даже знаменитый Карл Фаберже, пытавшийся повторить «Феодосийские серьги», потерпел неудачу.
В 1871 году на средства, полученные от выставки своих картин в Петербурге, Айвазовский построил на холме Митридат, неподалёку от дома, в котором он родился, здание для Музея древностей (до этого коллекция музея размещалась в небольшой турецкой мечети). С именем Айвазовского связана и судьба музея в ХХ веке. В 1925-м его перевели в бывший дом художника (где музей размещался до 1988 года), соединив с картинной галереей в одно учреждение. Здание на холме Митридат было разрушено во время Великой Отечественной войны — предположительно, от попадания корабельного снаряда.
Первый русский художник в Лувре
Айвазовский стал первым русским художником, чьи работы были представлены для экспозиции в парижском Лувре. В 1843 году в самом популярном художественном музее мира были выставлены три картины мариниста: «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» и «Буря у берегов Абхазии». Третье полотно Иван Константинович написал непосредственно для самой выставки. В первые же дни после открытия экспозиции картины Айвазовского стали грандиознейшим событием в художественной жизни французской столицы. Любоваться ими приходили тысячи зрителей. По итогам выставки совет парижской Королевской академии художеств наградил мастера золотой медалью.
 «Я женился как истинный артист»
Айвазовский был женат дважды. Обстоятельства его первой женитьбы, в 1848 году, были весьма необычны. В один из своих приездов в Петербург он был представлен знатной вдове, имевшей двух дочерей на выданье. Девушки пожелали учиться живописи у знаменитого художника. И через некоторое время вдова стала замечать, что художник слишком часто засиживается в её доме, не только даёт девушкам уроки живописи, но и устраивает музыкальные вечера, играя на скрипке под аккомпанемент гувернантки её дочерей. Вдова уже гадала, какой из дочерей художник отдаст предпочтение (тайно надеясь, что руку и сердце предложат ей самой). Однако назревавший финал оказался таким, какого никто и не предполагал: Айвазовский вскоре женился на гувернантке — Юлии Гревс. Айвазовский писал в одном из писем: «Правда, я женился как истинный артист, то есть влюбился как никогда. В две недели всё было кончено. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так я и женился. Мы по необходимости лето проводим здесь и только 10 или 5 августа пустимся в Крым на постоянное жительство». Увы, именно нежелание Айвазовского жить в столице стало причиной того, что Юлия Яковлевна ушла от него спустя 12 лет, успев, однако, за это время родить ему четырёх дочерей.
Со своей второй женой, красавицей Анной Саркисовой-Бурназян, Айвазовский познакомился на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Спустя год они поженились. Анна Никитична была на 40 лет моложе мужа и пережила его на 44 года — она умерла в Симферополе во время немецкой оккупации Крыма.
«Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал»

Первая и единственная встреча художника с Великим поэтом России состоялась в 1836 г. Художнику на тот момент было всего 19 лет. Об этой встрече Иван Константинович спустя года вспоминал:

«…В 1836 году, за три месяца до своей смерти, именно в сентябре, Пушкин приехал в Академию художеств с женою Наталией Николаевной, на нашу сентябрьскую выставку картин. Узнав, что Пушкин на выставке и прошел в Античную галерею, мы, ученики, побежали туда и толпой окружили любимого поэта. Он под руку с женой стоял пред картиной художника Лебедева, даровитого пейзажиста, и долго рассматривал и восхищался ею. Наш инспектор академии Крутов, который ero сопровождал… увидев меня, взял меня за руку и представил Пушкину, как получающего тогда золотую медаль (я оканчивал в тот год академию).

Пушкин очень меня ласково встретил и спросил меня, где мои картины… Узнав, что я крымский уроженец, Пушкин спросил: «А из какого же вы города?» Затем он заинтересовался, давно ли я здесь и не болею ли на севере… С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем…»


В феврале 1837 г. Пушкина не стало. Для юного художника, которого в Академии сравнивали с гениальным Пушкиным, это трагическое событие было катастрофическим. Ведь у них столько общего — круг друзей, интересы, оба воспевали природу, Крым. Казалось, впереди столько интересных встреч с самим Пушкиным…

Первые переживания Айвазовского отобразились в картине «Берег моря ночью». Художник писал ее близ Кронштадта. Юноша на берегу, протягивающий руки вперед, приветствующий приближение бури — это первая дань Айвазовского памяти Пушкина. Позже он посвятит поэту еще около двадцати картин и рисунков. Но самыми известными будут лишь несколько.
22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал.
Таким описал Чехов свой визит к Айвазовскому.

Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.

«Неаполитанский залив», проданный на аукционе за 200 млн рублей
В апреле 2012 года полотно Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» было продано на лондонском аукционе Sotheby's за рекордные для произведений художника 3,2 миллиона фунтов стерлингов. Картина ушла к неназванному покупателю по телефону после напряжённых торгов в зале. При этом итоговая цена почти в три раза превысила первоначальную стоимость картины. Уже в июне 2020-го картина Айвазовского «Неаполитанский залив» была продана на том же аукционе Sotheby's за 2,3 млн фунтов стерлингов (около 200 млн рублей). «Неаполитанский залив» стал самой дорогой картиной, проданной на онлайн-торгах. В Sotheby's не уточнили, из какой страны был покупатель. До продажи картина находилась в европейской частной коллекции.
Суп "Черное море"
Айвазовский часто устраивал в своем доме приёмы и старался удивить своих гостей чем-то особенным. Вместе с поваром художник выбирал меню для банкета и, говорят, даже придумывал блюдам оригинальные названия. Гостям подавались угощения, названные в честь его картин: суп «Чёрное море», пирожки «Гавань», соус «Азовское море», зелень «Капри», пунш «Везувий», мороженое «Северное море», шампанское «От штиля к урагану».
Особую слабость мэтр питал к шампанскому. Этот напиток подавался каждый раз по-особенному. Художник заранее снимал заводские этикетки с бутылок и рисовал на их месте новые. Несложно догадаться, что чаще всего на них изображалась бурлящая морская стихия.
Страсть к путешествиям и загранпаспорт на 46 страниц
Айвазовский очень любил путешествовать. Он бывал в Италии, Франции, Голландии, Великобритании, Германии и других европейских странах, а также в Египте, Турции, Америке. Заграничный паспорт художника, который хранится в Феодосийской картинной галерее, представляет собой тетрадь в 46 страниц и прилагающийся к ней лист длиной в полметра. В нём стоит 135 виз. Русский живописец удостаивался наград иностранных правительств и академий. В частности, он трижды награждался французским орденом Почётного легиона, не раз удостаивался высоких государственных наград Османской империи.
Ночь в комнате-музее лорда Байрона
Однажды Айвазовскому довелось ночевать в комнате-музее лорда Байрона на острове Святого Лазаря в Венеции. Родной брат художника Гавриил выбрал церковный путь в жизни и стал монахом в монастыре на данном острове. Когда Иван Айвазовский приезжал к нему, художника поселили в комнате, в которой раньше останавливался лорд Байрон (поэт учил армянский язык в монастыре Святого Лазаря). Эту комнату в монастыре сохраняли как музей. Всё в ней оставалось таким, каким было при визите поэта.
Честь остановиться в ней выпадала редким счастливчикам и считалась знаком особого уважения. Молодой художник был очень взволнован этим фактом, ему казалось, что таким образом он получает благословение поэта-романтика. Примечательно, что именно после ночи, проведенной в комнате лорда Байрона художник окончательно решил изменить свою фамилию, убрав букву «Г» и став из Гайвазовского Айвазовским.
«Родился смертным, но оставил о себе бессмертную память»
Художник был похоронен в Феодосии на территории церкви Святого Сергия (в армянской традиции - Сурб Саркис), построенной в 1330 году. Здесь он принял крещение, венчался со своей первой женой Юлией Гревс, здесь же его проводили в последний путь и похоронили. В 1903 году, спустя три года после смерти Ивана Константиновича, его вторая супруга Анна Никитична воздвигла на могиле мужа памятник-саркофаг, выполненный из цельного куска белого мрамора. На нём выгравирована надпись: «Родился смертным, но оставил о себе бессмертную память». Анну Никитичну похоронили в этом же склепе, рядом с мужем, в 1944 году.
Удивительные зимние пейзажи Ивана Айвазовского
У многих из нас гений русской марины ассоциируется лишь с морским пейзажем. Однако не многим известно, что писал он и удивительно волшебные зимние пейзажи. Картины на эту тематику представляют большую редкость, так как их совсем мало. Созерцая зимние пейзажи Айвазовского, сложно не согласиться с тем, что к холсту приложил руку настоящий мастер, знающий до мельчайших подробностей все нюансы природных явлений.

Контакты:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Евпаторийская централизованная библиотечная cистема" Юношеская библиотека №14 им. И.Сельвинского

г.Евпатория, пр.Победы, 19
+ 7 (36569) 3-62-42
evp.selvinskiy@gmail.com
http://biblioevpatoria.ru

Источник: https://travelcrimea.com/polezno/20210729/1307050.html, 

https://journalcrimea.ru/sem-maloizvestnyh-faktov-iz-zhizni-velikogo-ajvazovskogo/

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website